60 лет в жару и стужу, зной и ливень, снегопад и гололед улан-удэнские трамваи обеспечивают бесперебойную работу по перевозке пассажиров, спешащих на работу и учебу, по своим неотложным делам. И делают это с самого раннего утра, когда еще не взошло солнце, и до поздней ночи.
16 декабря 2018 года МУП «Управление трамвая» отметило свой большой юбилей.
Официальным днем рождения улан-удэнского трамвая считается 16 декабря 1958 года. Именно в этот день на улицы выехал самый первый городской пассажирский электропоезд. Этот день стал для горожан настоящим праздником! По рассказам очевидцев, встречать первый трамвай вышло, наверное, все население столицы. С таким нетерпением ждали чуда горожане.
В то время в соседнем Иркутске трамваи уже ходили. Улан-удэнцы, возвратившиеся из областного центра, с нескрываемой завистью говорили об этом. И было от чего — в те годы трамвай придавал городу особый статус. «У нас есть трамваи!» — так с гордостью говорили жители крупных городов СССР. А в Улан-Удэ этого технического новшества не было, что превращало столицу в небольшой городок «уездного типа».
Диктовали свои условия и перспективы развития столицы Бурятии. Наш город становился промышленно-индустриальным, в Улан-Удэ открывались новые предприятия, росло население. Пассажирская сеть, состоящая из одних лишь старых автобусов, с большим числом людей уже не справлялась. Поэтому в Улан-Удэ и встал вопрос о том, как разрешить проблему пассажиропотока. 27 апреля 1953 года исполком Улан-Удэнского городского Совета депутатов признал необходимость строительства в городе трамвайной сети.
Строительство путей, генеральным подрядчиком которых выступило Бурятское управление строительства, началось в 1956 году. Между прочим, энтузиазм горожан был настолько велик, что в строительстве приняли участие не только коллективы большинства улан-удэнских предприятий, но и население столицы. Так что стройка была поистине народной!
В первую очередь трамвайные линии должны были обеспечить подвоз рабочих на ЛВРЗ. Поэтому «пилотная» трамвайная линия протяженностью в 10 км (в однопутном исчислении) появилась сначала в Железнодорожном районе. Это была «ветка» от ПВЗ (поселок вагонного завода) до Заудинского кольца (район улицы Бабушкина). Там же, на ПВЗ, появилось и первое трамвайное депо. Оно располагалось на конечной остановке и было рассчитано всего на 25 вагонов. Впрочем, по тем временам и этого было много — улан-удэнский парк состоял всего из 18 вагонов.
Все первые трамваи ходили только сцепками. Пассажирские сиденья были достаточно жесткими, а в вагонах отсутствовал обогрев. Но на такие мелочи ликовавшие улан-удэнцы просто не обращали внимания. Главное, что в столице Бурятии появился свой трамвай!
— В те годы все горожане непременно хотели проехать на трамвае, — рассказывали нам очевидцы событий.
В 1962 году улан-удэнцев ждал приятный сюрприз — в столицу прибыли трамваи новой конструкции, имеющие современное на те годы оборудование, новую ходовую часть, а салоны были оснащены полумягкими сиденьями. В 1964 году парк вагонов увеличился до 74 единиц.
Столь быстрая модернизация, помимо положительных моментов, повлекла и ряд проблем. В Улан-Удэ не хватало специалистов (пришлось привлекать железнодорожников), не было условий для ремонта трамваев, оборудования и агрегатов.
— Это был очень трудный период становления предприятия, — вспоминают ветераны. — Остро встал вопрос о строительстве новой технической базы. В депо осмотр вагонов производился непосредственно на путях.
Но со всеми проблемами и трудностями справились. Вскоре в столице запустили новое депо в Октябрьском районе — на 100 единиц двухосных вагонов типа КТМ‑1,2. Оно появилось в 1967 году.
Обновление ремонтной базы позволило приступить к освоению нового подвижного состава — 4-осных вагонов «КТМ‑5М3». Это была усовершенствованная модель, и к 1973 году весь парк улан-удэнских трамваев был заменен на эту модель. Этот тип вагонов «пробегал» по улицам города до начала 90-х годов. Наверное, поэтому он больше всего и остался в памяти людей как истинно народный вид транспорта.
С годами в Улан-Удэ росла трамвайная сеть. Если первая линия (1958 год) составляла всего 10 км, то уже в 1960 году протяженность путей выросла до 16 км — был сдан участок от ул. Мухина (проспект 50-летия Октября) до Шишковки.
Через год была пущена в строй линия от тонкосуконной фабрики до Заудинского кольца (5,5 км). В 1970 году трамвайная линия была увеличена еще на 6 км — до поселка Никольский. В 1975 году трамваи стали доходить уже до Мелькомбината, а в 1981 году было открыто движение по Новому мосту (участок База — Стрелка). В ноябре 1983 года была сдана в эксплуатацию линия ТСК — 40 квартал, что позволило решить проблему пассажироперевозок в густонаселенном 47 квартале. Длина нового маршрута составила почти 5 км. В 1989 году было закольцовано движение от проходной ЛВРЗ до Стрелки. Таким образом, трамвайное движение охватило почти весь Железнодорожный район. В сентябре 2007 года Управлению удалось осуществить давнюю мечту всех горожан — соединить Октябрьский и Железнодорожный районы — был пущен в строй мостовой переход от пр. Строителей до пр. Автомобилистов. В 2013 году начали работать обгонные пути на конечной станции Шишковка. На сегодня протяженность трамвайного пути на линии в Улан-Удэ составляет 49,4 км. Длина деповских путей – 6,6 км.
Вместе с развитием трамвайной сети модернизировалось и ее энергоснабжение — строились тяговые преобразовательные подстанции. Сегодня в различных районах города установлены 9 тяговых подстанций, которые обеспечивают устойчивое энергоснабжение всех трамвайных линий. Управление движением осуществляется с использованием системы автоматизации учета и управления движением с 4-х диспетчерских пунктов.
В 1993 году трамвайное депо вновь приступило к обновлению парка. В Улан-Удэ прибыли вагоны новой модели — «608». В 2004 году МУП «Управление трамвая» первым в Сибири и на Дальнем Востоке освоило новую модификацию — модель «71–619КТ» с контакторно-терристорной системой управления, улучшенным дизайном кузова, салона и кабины. А удобные пассажирские сиденья, современные материалы и новые конструктивные решения обеспечили пассажирам максимальный комфорт. В период с 2004 по 2008 год, согласно договору между Администрацией Улан-Удэ и Усть-Катавским вагоностроительным заводом, в столицу Бурятии было поставлено 20 таких новых вагонов. В суровые 90-е годы во многих городах России отказались от трамваев, посчитав их нерентабельными. К счастью, в Улан-Удэ от трамваев решили не отказываться. Хотя пришлось перейти на жесткую экономию, некоторое сокращение оборотов.
Однако даже в то тяжелое время МУП продолжало совершенствовать свою техническую базу. Перешло предприятие на самообеспечение запчастями. Многие детали, необходимые для ремонта подвижного состава, теперь производились своими силами. Это позволило не только снизить затраты, но и обеспечить необходимую оперативность в работе.
С 2015 года идет тенденция к увеличению количества перевозимых пассажиров. В 2017 году началось оснащение всех вагонов дополнительными тепловыми пушками для создания комфортных условий для пассажиров в зимнее время года. В 2018 году завершили установку системы видеонаблюдения в трамвае для обеспечения безопасности наших пассажиров с привлечением бюджетных средств. Ежегодно проводятся мероприятия по созданию комфортных и безопасных условий труда для своих работников — ремонтируются помещения, заменяются ворота и окна, проводится комплекс работ по пожарной безопасности, оснащаются все производственные помещения системами пожарной сигнализации, обновляется автопарк специальной техники для ремонта и содержания трамвайных путей. Реализация всех этих мероприятий была бы невозможна без поддержки городских и республиканских властей.
В 2017 году произведен капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Терешковой на средства республиканского и местного бюджетов. В 2018 году новые пути на железобетонной шпале с алюминотермитной сваркой стыков появились на участке в 20а квартале по ул. Ключевской и по ул. Чертенкова.
В 2019 году за счет финансирования из федерального и республиканского бюджетов по программе «Мероприятия плана социального развития центров экономического роста Республики Бурятия на 2019-2021 г.» проведены работы по капитальному ремонту трамвайных путей на пр.50-летия Октября, на участке от кривой БМДК до улицы Тулаева. В рамках республиканской госпрограммы обновлены трамвайные пути от опоры контактной сети №564 до остановки «Лебедева» общей протяженностью 2439 метров однопутного пути на общую сумму более 91 миллионов рублей.
МУП «Управление трамвая» при поддержке городского бюджета в 2019 году хозспособом отремонтировало 396 метров трамвайных путей. Это участки на кольце в 20 а квартале, на улице Сахьяновой (заход на кольцо «Научный центр») и участок «кривая Советская».
В 2020-2021 г. на капитальный ремонт трамвайных путей по вышеуказанной программе запланировано выделение средств в размере свыше 200 млн.рублей. Планируется отремонтировать трамвайные пути по улице Гагарина, пр.50-летия Октября общей протяженностью около 4 км. Данные мероприятия позволят повысить безопасность и комфортность поездок для пассажиров.
Ежегодно своими силами предприятие ремонтирует аварийные участки трамвайного пути и контактную сеть.
На сегодня в депо находятся 73 единицы пассажирского подвижного состава и 9 единиц специальных трамваев (снегоочистители, вагон-сетеизмеритель, спецвагон с компрессорной установкой и сварочным аппаратом для ремонта пути и т. д.). Ежедневно на линию выходят 40 вагонов, двигающихся по четырем маршрутам.
Сегодня МУП «Управление трамвая» — это стабильно работающее предприятие, в котором трудятся более 550 человек. Это настоящие профессионалы своего дела и, что важно, люди неравнодушные, душой, искренне переживающие за общее дело. По итогам 2018 года трамвай перевез более 12 миллионов пассажиров.
В последние годы предприятие успешно внедряет энергосберегающие технологии. В числе последних новинок: светодиодное освещение в салонах, устройства дополнительного обогрева салонов с терморегуляторами. В сентябре 2018 года введена система переносных терминалов для оплаты по всем банковским картам, в том числе российской платежной системой «Мир». Это новшество очень понравилось горожанам и гостям столицы. В 2017 году предприятие посетил министр транспорта России, который ознакомился с деятельностью МУП «Управление трамвая». В апреле 2019 года министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов подарил городу сертификат на новые трамваи общей стоимостью более 493 миллиона рублей. В конце 2019 года новые трамваи поступили в депо.