AaВерсия для слабовидящих

Как один миг!

60 лет в жару и стужу, зной и ливень, снегопад и гололед улан-удэнские трамваи обеспечивают бесперебойную работу по пере­возке пассажиров, спешащих на работу и уче­бу, по своим неотложным делам. И делают это с самого раннего утра, когда еще не взошло солнце, и до поздней ночи.

16 декабря 2018 года МУП «Управление трамвая» отметило свой большой юбилей.


Как все начиналось

Официальным днем рождения улан-удэн­ского трамвая считается 16 декабря 1958 года. Именно в этот день на улицы выехал самый первый городской пассажирский электропо­езд. Этот день стал для горожан настоящим праздником! По рассказам очевидцев, встре­чать первый трамвай вышло, наверное, все на­селение столицы. С таким нетерпением ждали чуда горожане.

В то время в соседнем Иркутске трамваи уже ходили. Улан-удэнцы, возвратившиеся из областного центра, с нескрываемой завистью говорили об этом. И было от чего — в те годы трамвай придавал городу особый статус. «У нас есть трамваи!» — так с гордостью говорили жи­тели крупных городов СССР. А в Улан-Удэ этого технического новшества не было, что превра­щало столицу в небольшой городок «уездного типа».

Диктовали свои условия и перспективы раз­вития столицы Бурятии. Наш город становил­ся промышленно-индустриальным, в Улан-Удэ открывались новые предприятия, росло насе­ление. Пассажирская сеть, состоящая из одних лишь старых автобусов, с большим числом лю­дей уже не справлялась. Поэтому в Улан-Удэ и встал вопрос о том, как разрешить проблему пассажиропотока. 27 апреля 1953 года исполком Улан-Удэнского городского Совета депутатов признал необходимость строительства в горо­де трамвайной сети.

Строительство путей, генеральным подряд­чиком которых выступило Бурятское управле­ние строительства, началось в 1956 году. Меж­ду прочим, энтузиазм горожан был настолько велик, что в строительстве приняли участие не только коллективы большинства улан-удэн­ских предприятий, но и население столицы. Так что стройка была поистине народной!

В первую очередь трамвайные линии долж­ны были обеспечить подвоз рабочих на ЛВРЗ. Поэтому «пилотная» трамвайная линия про­тяженностью в 10 км (в однопутном исчисле­нии) появилась сначала в Железнодорожном районе. Это была «ветка» от ПВЗ (поселок ва­гонного завода) до Заудинского кольца (район улицы Бабушкина). Там же, на ПВЗ, появилось и первое трамвайное депо. Оно располагалось на конечной остановке и было рассчитано все­го на 25 вагонов. Впрочем, по тем временам и этого было много — улан-удэнский парк состо­ял всего из 18 вагонов.

Все первые трамваи ходили только сцепка­ми. Пассажирские сиденья были достаточно жесткими, а в вагонах отсутствовал обогрев. Но на такие мелочи ликовавшие улан-удэнцы просто не обращали внимания. Главное, что в столице Бурятии появился свой трамвай!

— В те годы все горожане непременно хоте­ли проехать на трамвае, — рассказывали нам очевидцы событий.

В 1962 году улан-удэнцев ждал приятный сюрприз — в столицу прибыли трамваи но­вой конструкции, имеющие современное на те годы оборудование, новую ходовую часть, а салоны были оснащены полумягкими сидень­ями. В 1964 году парк вагонов увеличился до 74 единиц.

Столь быстрая модернизация, помимо по­ложительных моментов, повлекла и ряд про­блем. В Улан-Удэ не хватало специалистов (пришлось привлекать железнодорожников), не было условий для ремонта трамваев, обо­рудования и агрегатов.

— Это был очень трудный период станов­ления предприятия, — вспоминают ветера­ны. — Остро встал вопрос о строительстве но­вой технической базы. В депо осмотр вагонов производился непосредственно на путях.

Но со всеми проблемами и трудностями справились. Вскоре в столице запустили новое депо в Октябрьском районе — на 100 единиц двухосных вагонов типа КТМ‑1,2. Оно появи­лось в 1967 году.

Обновление ремонтной базы позволило при­ступить к освоению нового подвижного со­става — 4-осных вагонов «КТМ‑5М3». Это была усовершенствованная модель, и к 1973 году весь парк улан-удэнских трамваев был заменен на эту модель. Этот тип вагонов «пробегал» по улицам города до начала 90-х годов. Наверное, поэтому он больше всего и остался в памяти людей как истинно народный вид транспорта.


Развитие трамвайного движения в Улан-Удэ

С годами в Улан-Удэ росла трамвайная сеть. Если первая линия (1958 год) составля­ла всего 10 км, то уже в 1960 году протяжен­ность путей выросла до 16 км — был сдан участок от ул. Мухина (проспект 50-летия Октября) до Шишковки.

Через год была пущена в строй линия от тонкосуконной фабрики до Заудинского кольца (5,5 км). В 1970 году трамвайная ли­ния была увеличена еще на 6 км — до посел­ка Никольский. В 1975 году трамваи стали до­ходить уже до Мелькомбината, а в 1981 году было открыто движение по Новому мосту (участок База — Стрелка). В ноябре 1983 года была сдана в эксплуатацию линия ТСК — 40 квартал, что позволило решить проблему пассажироперевозок в густонаселенном 47 квартале. Длина нового маршрута составила почти 5 км. В 1989 году было закольцовано движение от проходной ЛВРЗ до Стрелки. Таким образом, трамвайное движение охва­тило почти весь Железнодорожный район. В сентябре 2007 года Управлению удалось осуществить давнюю мечту всех горожан — соединить Октябрьский и Железнодорожный районы — был пущен в строй мостовой переход от пр. Стро­ителей до пр. Автомобилистов. В 2013 году начали работать обгонные пути на конечной станции Шишковка. На сегодня протяженность трамвайного пути на линии в Улан-Удэ составляет 49,4 км. Длина деповских путей – 6,6 км.

Вместе с развитием трамвайной сети модернизировалось и ее энергоснабжение — строились тяговые преобразовательные подстанции. Сегодня в различных районах города установлены 9 тяговых подстанций, которые обеспечивают устойчивое энергоснабжение всех трамвайных ли­ний. Управление движением осуществляется с использованием системы автоматизации учета и управления движением с 4-х диспетчерских пунктов.

В 1993 году трамвайное депо вновь присту­пило к обновлению парка. В Улан-Удэ прибыли вагоны новой модели — «608». В 2004 году МУП «Управление трамвая» первым в Сибири и на Дальнем Востоке освоило новую модифика­цию — модель «71–619КТ» с контакторно-терри­сторной системой управления, улучшенным дизайном кузова, салона и кабины. А удобные пассажирские сиденья, современные матери­алы и новые конструктивные решения обе­спечили пассажирам максимальный комфорт. В период с 2004 по 2008 год, согласно договору между Администрацией Улан-Удэ и Усть-Ка­тавским вагоностроительным заводом, в сто­лицу Бурятии было поставлено 20 таких но­вых вагонов. В суровые 90-е годы во многих городах России отказа­лись от трамваев, посчитав их нерентабельными. К сча­стью, в Улан-Удэ от трамваев решили не отказываться. Хотя пришлось перейти на жесткую экономию, некото­рое сокращение оборотов.

Однако даже в то тяжелое время МУП продолжало со­вершенствовать свою техническую базу. Перешло пред­приятие на самообеспечение запчастями. Многие де­тали, необходимые для ремонта подвижного состава, теперь производились своими силами. Это позволило не только снизить затраты, но и обеспечить необходимую оперативность в работе.

С 2015 года идет тенденция к увеличению ко­личества перевозимых пассажиров. В 2017 году началось оснащение всех вагонов дополнительными тепловыми пушками для создания комфортных условий для пассажиров в зимнее время года. В 2018 году завершили установку системы видеона­блюдения в трамвае для обеспечения безо­пасности наших пассажиров с привлечением бюджетных средств. Ежегодно проводятся ме­роприятия по созданию комфортных и безо­пасных условий труда для своих работников — ремонтируются помещения, заменяются ворота и окна, проводится комплекс работ по пожарной безопасности, оснащаются все про­изводственные помещения системами по­жарной сигнализации, обновляется автопарк специальной техники для ремонта и содержа­ния трамвайных путей. Реализация всех этих мероприятий была бы невозможна без под­держки городских и республиканских властей.

В 2017 году произведен капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Терешковой на сред­ства республиканского и местного бюджетов. В 2018 году новые пути на железобетонной шпа­ле с алюминотермитной сваркой стыков поя­вились на участке в 20а квартале по ул. Клю­чевской и по ул. Чертенкова.

В 2019 году за счет финансирования из федерального и республиканского бюджетов по программе «Мероприятия плана социального развития центров экономического роста Республики Бурятия на 2019-2021 г.» проведены работы по капитальному ремонту трамвайных путей на пр.50-летия Октября, на участке от кривой БМДК до улицы Тулаева. В рамках республиканской госпрограммы обновлены трамвайные пути от опоры контактной сети №564 до остановки «Лебедева» общей протяженностью 2439 метров однопутного пути на общую сумму более 91 миллионов рублей.

МУП «Управление трамвая» при поддержке городского бюджета в 2019 году хозспособом отремонтировало 396 метров трамвайных путей. Это участки на кольце в 20 а квартале, на улице Сахьяновой (заход на кольцо «Научный центр») и участок «кривая Советская».

В 2020-2021 г. на капитальный ремонт трамвайных путей по вышеуказанной программе запланировано выделение средств в размере свыше 200 млн.рублей. Планируется отремонтировать трамвайные пути по улице Гагарина, пр.50-летия Октября общей протяженностью около 4 км. Данные мероприятия позволят повысить безопасность и комфортность поездок для пассажиров.

Ежегодно своими силами предприятие ремонтирует аварийные участки трамвайного пути и контактную сеть.

На сегодня в депо находятся 73 единицы пас­сажирского подвижного состава и 9 единиц специальных трамваев (снегоочистители, ва­гон-сетеизмеритель, спецвагон с компрессор­ной установкой и сварочным аппаратом для ремонта пути и т. д.). Ежедневно на линию выходят 40 вагонов, двигающихся по четырем маршрутам.


МУП «Управление трамвая» сегодня

Сегодня МУП «Управление трамвая» — это стабильно работающее предприятие, в котором трудятся более 550 человек. Это настоящие профессиона­лы своего дела и, что важно, люди неравнодушные, душой, ис­кренне переживающие за общее дело. По итогам 2018 года трамвай перевез более 12 миллионов пассажиров.

В последние годы предприя­тие успешно внедряет энергосберегающие технологии. В числе последних новинок: светодиодное освещение в салонах, устройства дополнительного обогрева салонов с терморегуляторами. В сентябре 2018 года введена система переносных терминалов для оплаты по всем банковским картам, в том числе российской платежной системой «Мир». Это новшество очень понравилось горожанам и гостям столицы. В 2017 году предприятие посетил министр транспорта России, который ознакомился с деятельностью МУП «Управление трамвая». В апреле 2019 года министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов подарил городу сертификат на новые трамваи общей стоимостью более 493 миллиона рублей. В конце 2019 года новые трамваи поступили в депо.